Государственные электронные навигационные карты (ГЭНК) покрывают речные участки внутренних водных путей Российской Федерации общей протяженностью свыше 69 726 погонных км, а также 19 000 кв. км озерных участков внутренних водных путей.
Они используются для обеспечения безопасности плавания судов и плавсредств, которые оборудованы соответствующими системами отображения. Об этом сообщил заместитель руководителя Росморречфлота Константин Анисимов на совещании рабочей группы по использованию электронных картографических систем на внутренних водных путях. Участие в совещании также приняли президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Российская палата судоходства» Алексей Клявин, представители администраций бассейнов внутренних водных путей и судоходных компаний.
«Одним из перспективных направлений повышения эффективности содержания внутренних водных путей и безопасности судоходства является внедрение единой технологии производства русловых изысканий, путевых работ, а также составление и распространение государственных электронных навигационных карт, которые работают в едином информационном пространстве», – отметил Константин Анисимов.
Среди них — автоматизированная система отображения электронной картографической информации, автоматизированный промерно-изыскательский комплекс, судовой обстановочный комплекс, система мониторинга средств навигационного оборудования и другие.
Участники совещания также обсудили результаты анализа специализированного программного обеспечения отображения ГЭНК на мобильных средствах различных производителей.
Во исполнение поручений президента Российской Федерации разработан комплексный план расширения использования ГЭНК и оснащения судов внутреннего и смешанного плавания аппаратурой спутниковой навигации на основе системы ГЛОНАСС. С 2016 года работает ведомственный фонд пространственных данных Росморрречфлота. В Администрациях бассейнов внутреннего водного транспорта созданы картографические службы, которые оснащены необходимым специализированных картографическим программным обеспечением. Для производства русловых изысканий и обеспечения путевых работ технический флот оснащают судовыми технологическими комплексами, а для покрытия единым навигационным полем на внутренних водных путях устанавливается сеть контрольно-корректирующих станций.
В рамках федерального проекта «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС» в 2021—2030 годах ведутся работы по развитию и поддержанию ГЭНК. Мероприятие «Карта-озеро» предусматривает создание ГЭНК на всех акваториях крупнейших озёр страны. В 2021—2023 годах работы проводились на Ладожском озере, в 2024—2025 годах – на Онежском озере, в планах на 2026—2030 годы – озеро Байкал, сообщает Федеральное агентство морского и речного транспорта.
Первые работы по созданию ГЭНК на внутренних водных путях были выполнены в рамках мероприятия «Карта-Река» ФЦП «ГЛОНАСС» в 2007 году. В результате изготовлен комплект электронных навигационных карт, составляющих международные транспортные коридоры в границах ГБУ «Волго-Балт» (676 км), ФБУ «Волжское ГБУ» (2608 км), ФБУ «Азово-Донское ГБУВПиС» (310 км) и ФБУ «Волго-Дон» (285 км).
Совещание рабочей группы по использованию электронных картографических систем на внутренних водных путях / Фото: Федеральное агенство морского и речного транспорта
Источник: korabel.ru